Отечественный психолог Лев Семёнович Выготский установил четыре основных закона детского развития:
Первый из них — цикличность развития.
- Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.
Второй закон — неравномерность развития.
- Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.
Третий — «метаморфозы» в детском развитии.
- Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
Четвертый — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.
- Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Фундаментальной в развитии ребёнка является опора на зону не только его актуального, но и ближайшего развития по Л.С. Выготскому. Основой для занятий с ребёнком являются данные научные теории.
Ждем Вашего малыша на наших занятиях.
Инесса Кашина. Детский, специальный и социальный психолог.